Матфея, глава 13

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.И поучал их много притчами, говоря:

Вот, вышел сеятель сеять;и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?»Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?»Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».

Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Еще: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

И спросил их Иисус: поняли ли вы все это?

Они говорят Ему: так, Господи!

Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?И соблазнялись о Нем.

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.И не совершил там многих чудес по неверию их.