Сирах, глава 19

Работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое мало‐помалу придет в упадок.Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее;гниль и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится.

Кто скоро доверяет, тот легкомыслен, и согрешающий грешит против души своей.Преданный сердцем удовольствиям будет осужден, а сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою.Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло.Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет.Ни другу ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай;ибо он выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя.Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя.Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая — от младенца.Что стрела, вонзенная в бедро, то слово в сердце глупого.

Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает.Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того.Расспроси друга, ибо часто бывает клевета.Не всякому слову верь.Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим?Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего.

Всякая мудрость — страх Господень, и во всякой мудрости — исполнение закона.И не есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет грешников.Есть лукавство, и это мерзость; и есть неразумный, скудный мудростью.Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием — и преступающий закон.Есть хитрость изысканная, но она беззаконна, и есть превращающий суд, чтобы произнести приговор.Есть лукавый, который ходит согнувшись, в унынии, но внутри он полон коварства.Он поник лицом и притворяется глухим, но он предварит тебя там, где и не думаешь.И если недостаток силы воспрепятствует ему повредить тебе, то он сделает тебе зло, когда найдет случай.По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный.Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его.

Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит — и он благоразумен.